20.11.2020
Кто такие дети в России? По Конституции малютки до 1 года относятся к группе новорожденных, дети с 6 до 14 лет — малолетних, с 14 до 18 - несовершеннолетних. И, несмотря на то, что в 14 лет подростки получают паспорт и некоторые права, например, могут работать, заключая трудовые договоры, но только совершеннолетие, в 18 лет, ознаменовывает их взрослую жизнь. Итак, для статистики дети — это все, кому не исполнилось 18 лет.
По данным Росстата дети и подростки до 18 лет по данным на 1 апреля 2020 года составляли от численности населения страны 22,4%. Сравним: в 2010 году — 21,4%. Как объясняют демографы, этот скачок обусловлен ростом рождаемости в 2012-2017 годах.
После Всероссийской переписи населения, которая предстоит уже 1 апреля 2021 года, оценив данные о численности детей, государство озаботится новыми программами в сфере поддержки семей, материнства, образования.
Едва ли меньшее значение для будущего в стране имеет воспитание детей. Советский коллективистский метод, который создал Антон Макаренко в беспризорные 20-30 годы, прекрасно работал в СССР. И некоторые его принципы, например, труд на благо общества, напоминают основы японской системы воспитания. Чем плохи вполне применимые и сегодня 10 советских принципов. - Режим, закалка и сон на свежем воздухе (родители одобряли, что летом был «тихий час» под теплыми одеялами на веранде детского сада). Физкультура и спорт (многочисленные спортивные секции были доступны всем). Социализация (детей уже в грудном возрасте определяли в ясли) и коллективная ответственность. Труд и самостоятельность, ограничение в свободном времени, любовь к природе. Моральные ценности и требование не баловать детей (не было принято обилие игрушек, сладостей, одежды, провозглашался принцип непритязательности в быту).
Американский психолог Бронфенбреннер в 70-е годы написал книгу о детях СССР и привел пример коллективной ответственности. Мальчик Вова дергал за косы девочку Аню, на замечания учительницы не реагировал. Тогда она просто обратилась к лидерам пионерского звена, и они сами провели «воспитание», потому что в соревновании звеньев учитывалась дисциплина.
А в Японии до 5 лет детям разрешают все, но затем за поведение с них строго спрашивают. Детей не называют «плохими», а применяют плакаты с правилами: «как делают хорошие дети» или «так хорошие дети не делают». И главный японский воспитательный принцип – каждому быть как все, не выделяться. Американцы наоборот, стараются вырастить индивидуальность.
Во Франции мамы выходят на работу через десять недель после родов, а бабушки и дедушки, как и в России, охотно сидят с внуками, а тех, кто не делает этого, называют черствыми.
Немцы с раннего возраста берут детей с собой в путешествия, в кино, театры, поэтому дети более раскрепощенные.
В Италии родители особо не признают роль детских садов, они считают, что дети воспитываются только в семье. На «Вы» там обращаются лишь к очень пожилым, а общение детей абсолютно на равных со старшими не считается грубостью.
В Америке родители не делают домашние задания вместе с детьми, а отстающих в учебе не ругают и дают задания по силам.
В Корее и Индии с детей начинают строго спрашивать раньше, чем в других странах - там дети старше своих ровесников мира на 9 месяцев, так как возраст исчисляется от дня зачатия.
В Ивановской области в начале 2020 года насчитывалось 183,2 тысячи детей в возрасте до 18 лет. Это составляет 18,4% от численности населения региона.
Интересно, что самую большую группу в области составляют дети в возрасте от 5 до 9 лет — 30% (55 тыс. человек), за ними 10-14-летние — 27,8% (51,0 тыс.), малыши до 4 лет — 26,8% (49,1 тыс.), а подростки от 15 до 17 лет— 15,3% (28,1 тыс.человек).
В сельской местности проживает 15,4% всех детей и подростков Ивановской области, зато детей-горожан у нас — 84,6%.
Среди детей мальчиков больше, чем девочек — 51,3% против 48,7%. На начало 2020 года насчитывалось 7,9 тыс. новорожденных (детей до 1 года), среди которых мальчиков тоже больше, чем девочек — 51,8 против 48,2%.
Преобладение по численности мальчиков над девочками характерно для детского возраста.