29.01.2020
Дар душевности, полученный от мамы, пришелся кстати для нового занятия. Чехову удалось находить общий язык с каторжниками острова Сахалин - в 1890 году он один переписывал всех его жителей. Когда он собирался в далекое путешествие, мало кто одобрял его идею, даже спонсировавший его издатель Суворин. Позже поступок Чехова назвали подвижничеством. А во время переписи населения 1897 года, впервые собиравшей данные по стране после крестьянской реформы, писатель руководил группой счетчиков в своей усадьбе Мелихово неподалеку от Москвы.
Перед поездкой на Сахалин, который он назовет «адом», писатель штудировал книги по истории, этнографии и даже тюремной теме. Сама дорога на Сахалин оказалась испытанием, сильно сказавшимся на здоровье Антона Павловича. И не всех абсолютно жителей удалось переписать – поселяне страшились этого мероприятия и нередко уходили на это время в тайгу.
Но, благодаря великому писателю, в России узнали, что на «острове - 28113 душ, в том числе женщин – 7641. Плотность населения 1 человек на 2 квадратные версты». Чехов насчитал на острове 12 тысяч человек. Кроме крестьян оказалось: «ссыльно-каторжных - 4979, ссыльно-переселенцев - 8934, поселенцев из каторжан – 1566».
Чехов, обходя дома, заполнял переписные карточки. "Обыкновенно вопрос предлагают в такой форме: "Знаешь ли грамоте?" - я же спрашивал так: "Умеешь ли читать?" - и это во многих случаях спасало меня от неверных ответов, потому что крестьяне, не пишущие и умеющие разбирать только по печатному, называют себя неграмотными. Есть и такие, которые из скромности прикидываются невеждами: "Где уж нам? Какая наша грамота?" - и лишь при повторении вопроса говорят: "Разбирал когда-то по печатному, да теперь, знать, забыл. Народ мы темный, одно слово - мужики", - писал Антон Павлович.
Три месяца и два дня работал Чехов на острове. Порой страшился заходить в дома каторжников, среди которых были лиходеи – убийцы, воры. Но его добрый нрав, умение общаться, а также медицинская помощь, которую он зачастую оказывал, способствовали успеху. Чехов отмечал диспропорцию полов, на 1 тысячу мужчин приходилось 372 женщины. Писатель заметил, что на острове главное имя – Иван, и очень много Беспаловых и Богдановых (Богом данный – зачастую так называли незаконнорожденных).
Чехов позже написал: "И в моем писательском гардеробе висит серая шинель мужественного гражданина". Действительно, Россия узнала тогда Сахалин. И многое там стало меняться в лучшую сторону.
А о переписи 1897 года и своей работе в Мелихово Чехов писал: "Перепись и перепись. Все время и все человеки заняты переписью. Мой рояль завален листами А и Б (примечание: лист А заполнялся для крестьянских дворов, лист Б - для помещичьих подворий). Счетчики то и дело ходят за объяснениями. Я читаю им лекции". О себе он говорил: "Я что-то вроде ротного командира". Ему подчинялось 15 счетчиков. Гостиная в доме Чехова стала своеобразным штабом переписи. Здесь на диване сидели счетчики, ожидая, когда Антон Павлович уделит им внимание.
В это время Чехов писал повесть о жизни мелиховских крестьян «Мужики». Работа на переписи дала возможность увидеть многих из них, а статистические данные – осмыслить картины жизни деревни.
А так Антон Павлович описал свою работу переписчика: «С утра хожу по избам, с непривычки стукаюсь головой о притолоки, и, как нарочно, голова трещит адски: и мигрень и инфлюэнция...»
После того, как счетчики обошли все дворы, переписали и всех обитателей дома писателя. Отец писателя Павел Егорович назвал это событие "народной переписью».
В 1897 году Антон Павлович был награжден медалью «За труды в первой переписи».
Получается, Антон Павлович был волонтером переписи? Ведь через 123 года во время Всероссийской переписи населения 2020 года помогать переписчикам будут тысячи волонтеров. И, если Антон Павлович до Сахалина ехал 4 месяца да еще три месяца переписывал жителей, то электронная перепись этого года справится с задачей в тысячи раз быстрее.