14.07.2020
Гигантская задача, не правда ли: молодым – преобразовывать мир. А легко ли это сегодня? В России в прошлом году по данным Росстата насчитывалось 24,3 млн. человек молодых в возрасте от 15 до 29 лет, это 16,5% от всего населения страны. Рождаемость снизилась, молодежи у нас стало меньше, признаются демографы. По переписям населения 1959 и 1979 годов процент молодых в России составлял, соответственно, 26,3% и 27%, а по последней переписи населения 2010 года - 22,8%. В Ивановской области молодых в 2010 году - 21,4%. Предстоящая в апреле 2021 года перепись населения покажет, сколько молодых сегодня и что изменилось в их жизни.
Шесть лет назад мир придумал необычный праздник – Всемирный день навыков молодежи. Отмечать его решили в ООН 15 июля по предложению представителей самой «чайной» страны - жителей известного когда-то острова Цейлон, переименованного в Шри-Ланку. Они заявили, что в мире растет уровень безработицы среди молодых, поэтому надо искать выход, а он – в воспитании у молодых потребности к получению трудовой квалификации и…навыков в труде.
Поможет ли этот необычный день самого «отпускного» месяца года, июля, привлечь внимание людей к трудовым проблемам молодых? По прогнозам ООН в 2020 году число безработных молодых в возрасте от 18 до 30 лет может достигнуть 140 млн. человек по всему миру, что сопоставимо с численностью жителей России.
А по данным экспертов 25% покинувших страну для заработка россиян — молодежь в возрасте 15-29 лет.
Сегодня среди молодых специалистов с высшим образованием самые востребованные работают в сфере высоких технологий. Например, в 2020 году в Москве каждая пятая вакансия на рынке труда открыта для IT-cпециалистов, хорошей подготовкой которых отличаются ивановские вузы. Известно, что профи в этой области наиболее удовлетворены работой и заработной платой. Хотя риск заболеваний при малой подвижности при работе на компьютере - тоже самый высокий.
Во все времена молодые отличались стремлением к профессиональному росту. Сегодня возможность быстрой карьеры и размер заработной платы волнует молодых больше, если не сказать, что это стало для многих главным принципом в выборе работы.
Интересно, что за несколько лет в нашей стране эксперты отметили рост занятости пожилых людей, при этом конфликта молодого и старшего поколения не случилось, так как они занимают разные ниши на рынке труда, и людей в возрасте зачастую устраивает более низкий заработок. Сравним занятость молодых (от 15-29 лет) и лиц более старшего возраста (50-72 лет) в разных сферах.
В сельском хозяйстве и рыболовстве молодых занято 5%, лиц старшего возраста – 7,7%, в строительстве, соответственно – 7,5% и 6,4%.
В торговле и ремонте автотранспорта – 20,2% и 11,8%, в гостиничном и ресторанном бизнесе – 3,8% и 2%.
В финансовой деятельности – 3,4% и 1,2%. В образовании 7% и 11,9%, здравоохранении – 5,8% и 10,1%.
А в сфере транспорта и связи одинаково – по 10,1%.
Увы, за последние десятилетия проблемы трудоустройства в регионах России сорвали многих молодых с их родных мест и стимулировали миграцию в мегаполисы и за границу. Эти проблемы трудовой миграции молодежи коснулись и Ивановской области.
И в заключение – данные Росстата. Оперативная статистическая информация о численности и составе рабочей силы и безработицы среди населения в возрасте 15 лет и старше в среднем в марте - мае 2020 года (по данным выборочных обследований рабочей силы).
В Ивановской области численность рабочей силы в среднем за этот период составила 500,7 тыс.человек. Занятых – 473,8 тыс. человек. Безработных – 26,9 тыс. человек.
Уровень участия в рабочей силе (в процентах к численности населения Ивановской области в возрасте 15 лет и старше) – 59,1%. Уровень занятости (в процентах к численности населения в возрасте 15 лет и старше) - 55,9%.
Уровень безработицы (в процентах к численности рабочей силы) – 5,4%.
В среднем по ЦФО уровень безработицы – 3,5%.
Уровень безработицы в соседних с нашей областью регионах. В Ярославской области – 7,5%, во Владимирской – 5,2%, в Костромской – 5,1%.
Сравним: уровень безработицы в Москве – 1,9%, в Санкт-Петербурге – 2,1%, в республике Ингушетия – 28,9%, в республике Осетия-Алания – 16,7%,в Ямало-Ненецком округе – 2,1%.