01.09.2020
Не так давно детей, грызущих гранит науки, называли просто школьниками и учениками. Сегодня говорят: обучающиеся в общеобразовательных организациях. Ученики нового времени знают, что такое ЕГЭ и цифровое дистанционное обучение. Но День знаний — это навсегда Первое сентября. Его в России не забывает никто, он сакральный, памятный. Линейка, белые банты, море букетов, встреча с одноклассниками, учителями…
А ведь когда-то в России учебные занятия в школах начинались в разные дни, в городах — в августе, в деревнях — после окончания страды. Единый день для всех школьников появился в 1935 году, Совнарком принял постановление об учреждении первого дня нового учебного года - 1 сентября. В 1980 году он стал называться Днем знаний, а в 1984 году перестал быть учебным — стали проводиться классные часы, уроки мира, походы в кино и театр.
Сегодня на западе по достоинству оценили советскую систему образования, например, ее успешно применяют во Франции. Для россиян день 1 сентября глубоко символичен — новое поколение делает новый шаг в мир знаний. В других странах нет традиции отмечать этот праздник. В США начало занятий самостоятельно устанавливает каждый административный округ - с июля, и это самый обычный день. В Германии начинают учиться в октябре, в Австралии — в феврале, в Японии — в апреле, когда зацветает сакура.
Сегодня в системе образования России большие перемены. Что ждет тех, кто идет учиться в 2020-2021 году? Несмотря на предложение депутата Госдумы Василия Власова о переносе начала занятий в школах с 1 сентября на 1 октября для того, чтобы не провоцировать новую вспышку коронавируса, День знаний не отменяется. Как сообщил министр просвещения Сергей Кравцов, 1 сентября 80 тысяч образовательных организаций примут 27 миллионов ребят — в очном режиме, но с соблюдением требований Роспотребнадзора. А это значит, что в школах будет введено обязательное дезинфицирование поверхностей и дверных ручек, расписание будет составляться таким образом, чтобы дети из разных классов поменьше контактировали между собой, за каждым классом закрепят отдельный кабинет, всем заходящим в школу будут измерять температуру. В каждой школе будет составлен свой график перемен.
Минпросвещения России совместно с Минздравом с 1 сентября проведут мониторинг здоровья учеников и педагогов.
Многие педагоги в регионах отмечают трудности освоения цифрового дистанционного обучения, которое довелось испытать во время пандемии - младшеклассники без объяснения учителя с монитора компьютера не понимали темы уроков, старшеклассники бездумно копировали в интернете готовые работы. А частые обращения к учителю родителей и учеников на «дистанционке» зачастую лишают учителя личного пространства. Тем не менее, дистанционное обучение в новом году полностью не исключается. Министр просвещения заявил, что все школы будут подключены к высокоскоростному интернету.
В связи с новыми веяниями в системе образования - статистика. На национальный проект «Образование» выделено 784,5 млрд. рублей. По нему с 2019 по 2024 годы в России запланирован рост числа центров цифрового образования детей "IT-куб" с 20 ( на 8 тысяч обучающихся) до 340 центров (136 тыс. обучающихся). Если в 2019 году в топе-500 глобальных рейтингов университетов Россия занимала 17 место в мире, то запланировано, что в 2024 году она должна стать 10-й. 70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий. В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 года.
Интересно, сколько сегодня среди жителей России школьников? По данным Министерства просвещения в России в образовательных организациях обучается 27 миллионов детей —это 18,4% от числа всех россиян (по данным на 1 января 2020 года - 146,8 млн. человек).
В 2019/2020 учебном году по данным Минпросвещения в Ивановской области в государственных и муниципальных образовательных организациях обучалось 100, 1 тысячи учащихся.
Всего в нашей области в 2019/2020 учебном году работали, говоря языком прошлых лет, 263 государственных «школы», точнее - организации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. Среди них: 258 дневных и 5 вечерних общеобразовательных организаций, 9 гимназий и 8 лицеев. В них на ниве образования трудились 6319 педагогических работников. (Сравним: в 2005/2006 учебном году в области насчитывалось 453 организации, 105,5 тыс. учащихся и 9801 человек педагогов).
Интересно, что с 2005/2006 до 2019/2020 года в губернии число частных — негосударственных общеобразовательных — организаций выросло незначительно с 7 до 10 «школ». И численность тех, кто в прошлом учебном 2019/2020 году предпочел частное обучение государственному, невелика, менее 1% - 879 человек. Их обучали 210 педагогов. В одну смену в прошлом учебном году учились 73,6% дневных государственных и муниципальных организаций и 26,4% - в две смены (в это число не входят организации для детей с ограниченными возможностями здоровья). Большая часть учащихся дневных государственных школ занималась в первую смену — 89,6%, и только 10,4% - во вторую.